Сколько команд может быть у Скрам-мастера

О чем статья

Недавно в группе Scrum Russia появилась очень интересная дискуссия по вопросу оптимального количества команд, с которыми может работать Скрам-мастер. Давайте разберемся, как меняется фокус и качество сервиса Скрам-мастера с ростом количества команд.

 

Системные диаграммы

В статье некоторые концепции объясняются при помощи системных диаграмм (Causal Loop Diagrams).

Три сервиса Скрам-мастера

Скрам Гайд описывает три сервиса, которые поставляет Скрам-мастер: для команды, Владельца Продукта и организации. Роль Скрам-мастера в контексте большой организации лаконично описывается в книге Large-Scale Scrum: More with LeSS:

Это поддерживающая роль, которая помогает ОРГАНИЗАЦИИ рефлексировать и улучшаться в направлении своего идеального видения. Скрам-мастер создает условия для того, чтобы люди достигали успеха. Роль Скрам-мастера часто неверно понимается в организациях. Это не руководитель команды, не Аджайл-менеджер, проектный менеджер или тимлид”.

Почему Скрам-мастер фокусируется на Владельце Продукта и организации?

В больших организациях команда является частью продукта, а продукт — частью еще большей системы компании. На эффективность команды влияют организационная структура и контекст. К примеру, как определены продукты, объем полномочий Владельца Продукта, KPI компании, HR политики, процессы и т.д. Фокус на трех системах — командной, продуктовой, организационной — необходимое условие для успеха Скрам-мастера и его команды.

Когда у Скрам-мастера много команд

Работая с различными организациями, наблюдаю, как в некоторых из них Скрам-мастеров максимально утилизируют. Иногда Скрам-мастер вынужден работать с 4, 6, даже 10 командами. “Есть свободное время? А давай как мы подкинем тебе еще одну команду.” В основе подобной практики лежит ментальная модель: “Скрам-мастер работает только на уровне команды”. На системной диаграмме это выглядит так.

Коучинг Владельца Продукта и организации

С моей точки зрения, вся мощь роли раскрывается лишь тогда, когда Скрам-мастер переходит к коучингу Владельца Продукта и организации. Представьте себе Скрам-мастера, который смог повлиять на определение продукта? Подобные решения могут изменить организационную структуру компании. На подобную работу времени нет, если ты занят 10 командами.

Если у Скрам-мастера нет необходимых навыков

Что делают люди, когда у них нет каких либо навыков? То, что делала моя старшая дочь, когда впервые села на велосипед — учиться. Навык коучинга Владельца Продукта, топ-менеджмента компании не появляется после двухдневного тренинга. Это долгий, кропотливый, но чертовски интересный путь! На подобную работу времени нет, если ты занят 10 командами. Давайте посмотрим на финальную системную диаграмму.

Так сколько должно быть команд у Скрам-мастера?

В Скрам Гайде нет четкого ответа, потому что Скрам — фреймворк, настройки которого каждый выбирает для своего контекста. Например, вопрос снимается для Скрам-мастера, работающего в небольшом стартапе из 9 человек. В случае же, когда Скрам-мастер работает в большой организации с большими продуктами, многолетний опыт дает необходимую эмпирическую информацию. Быть эффективным агентом изменений, коучить Владельца Продукта, организацию и учиться можно, когда у Скрам-мастера не более 1-3 команды.

Основные идеи

  • Скрам-мастер оказывает три сервиса: команде, Владельцу Продукта и организации, но по настоящему роль раскрывается при выходе на рамки привычного командного коучинга.
  • В организациях Скрам-мастеров часто нагружают большим количеством команд из-за ментальной модели: “Скрам-мастер работает только на уровне команды”.
  • Скрам-мастер фокусируется на трех сервисах, потому что команда является частью больших систем, влияющих на команду.
  • Для коучинга Владельца Продукта и организации нужно свободное от командного коучинга время.
  • Когда Скрам-мастер не владеет необходимыми ему навыками, то он может учиться.
  • Эмпирический опыт показывает, что Скрам-мастер может качественно работать с 1-3 командами.

Scrum ON!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *