Почему менять правила Скрама — не лучшая идея

О чем эта статья

Часто вижу, что команды и даже Скрам-мастера пытаются изменить правила Скрама, отбросив неудобные для них элементы или правила. А еще сокрушаются, что “Скрам не гибкий”. Мы обсудим, почему это не оптимальный подход, и как можно извлечь пользу из ситуаций, когда Скрам причиняет дискомфорт.

Метафора “озеро и камни”

Авторы Скрама Кен Швабер и Джефф Сазерлэнд долгое время изучали бережливое производство (Lean Thinking) и многие его концепции были заложены в Скрам. В том числе, метафора “озеро и камни”, в которой камни обозначают существующие несовершенства в команде и организации.

Скрам спускает воду в озере и камни становятся видны. Они некрасивы, дурно пахнут, и от них хочется как можно быстрее избавиться. У команды появляется желание вернуть воду на прежний уровень.

Скрам проявляет несовершенства в управлении продуктом и методах работы, чтобы вы могли постоянно улучшать продукт, команду и рабочее окружение (Руководство по Скраму, 2017).

Скрам не решает проблем, он лишь указывает на них. Чем больше видимых “камней”, тем больше дискомфорта, и тем больше желание убрать или изменить Скрам. И чем больше элементов Скрама отбрасывается, тем он менее полезен. Фундаментальное решение — устранение командных и организационных дисфункций. Как это выглядит на системной диаграмме:

Примеры “камней”

Например, три “камня”, с которыми часто сталкиваются команды.

“Камень” Быстрые решения Фундаментальные решения
Команда не успевает завершать работу в Спринт Увеличить длину Спринта, “а давайте перейдем в Канбан, Скрам — плохой, Канбан — хороший” Научиться декомпозировать PBI, брать меньше работы в Спринт, автоматизация, распараллеливание, Mob-программирование, Swarming, снижение WIP, обучение
Команда не может формулировать Цель Спринта Отказаться от Цели Спринта Одна бизнес-цель на квартал, договоренность с заинтересованными лицами на уровне бизнес-целей, а не фич, обучение, работа с Бэклогом Продукта
Большое количество зависимостей от других команд “Управление” зависимостями Изменение организационного дизайна и переход к фиче-командам, обучение

Как убирать “камни”

Я рекомендую использовать инструменты системного анализа и поиска корневых причин на Ретроспективах, чтобы помочь командам перейти от быстрых к фундаментальным решениям. Главное — подсветить истинные причины проблем, существующих в командах и уход от ментальной модели “это Скрам виноват”. Есть много техник и инструментов, которые полезны, например:

  • Техника пять почему (5 Whys)
  • Системные диаграммы (Causal-Loop Diagrams)
  • Рыбный скелет (Fishbone)
  • Причинно-следственные диаграммы (Cause Effect Diagrams)

Основные идеи статьи

  • Скрам показывает несовершенства в управлении продукта и методах работы, и это вызывает дискомфорт.
  • Задача команд и Скрам-мастеров — устранение командных и организационных дисфункций (“камней”).
  • Инструменты системного анализа (пять почему, системные диаграммы, поиск корневых причин) полезны для идентификации и устранения “камней”.

 

Scrum ON!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *