Как определение продукта в Скраме влияет на организационную гибкость

Мы говорим “продукт”, но что это значит? Давайте разберемся, что такое продукт и как влияет его определение на организационную гибкость.

На что влияет определение продукта в Скраме

Определение продукта влияет на организационные элементы: людей, компоненты, процессы и системы. Например, продукт определяет:

  • Владельца Продукта.
  • Наполнение и объем Бэклога Продукта.
  • Количество и состав команд.
  • Определение готовности (DoD).
  • Пользователей продукта.

Что такое настоящий продукт?

В своей практике я использую чек-лист для определения продукта:

  • Есть пользователи на рынке (за пределами организации).
  • Есть ключевые фичи, которые закрывают потребности пользователей.
  • Есть бизнес-модель (независимый P&L).
  • Продукт поддерживается системами людей, процессов и компонентов.

Коммерческие организации создают продукты и сервисы для пользователей на рынке. Часто мы забываем об этом и придумываем искусственные понятия “внутренних продуктов” или “внутренних сервисов”. Настоящие продукты и сервисы имеют бизнес-модель и создают бизнесценность:

Выгода для организации, выраженная в деньгах, возникшая в результате эксплуатации сервиса или продукта.

Какие бывают “продукты” в организациях

Работая много лет с большими компаниями, я наблюдал за разными Скрам-командами и продуктами, вокруг которых они организованы. Получилась вот такая классификация:

  • Компонент: “шина”, “платформа”, “CRM BnB”.
  • Бизнес процесс: “кредитный конвеер”, “открытие счетов”.
  • Канал: “сайт”, “мобильный банк Android”, “мобильный банк iOS”.
  • Мульти-канал:  мобильный банк (Andoid, iOS).
  • Полноценный продукт: ипотека, займы, сервис облачного ритейла.

“Ctrl-C Ctrl-V” Скрам

Когда организации определяют продукты вокруг компонентов, внутренних бизнес-процессов или каналов, я это называю “Ctrl-C Ctrl-V” Скрамом. Создается большое количество фейковых “Владельцев Продукта”, которые управляют фейковыми “Бэклогами Продукта”.

Это вызывает негативные последствия для организаций:

  • Зависимости между командами.
  • Вынужденную синхронизацию между “Владельцами Продуктов” и с фокусом на разрешении зависимостей.
  • Как следствие, дополнительные митинги.
  • Оторванность разработчиков от рынка и сниженная мотивация.
  • Лишние координационные роли (менеджеры, координаторы фич и т.д.).
  • Лишние выделенные группы (команда интеграции, бизнес-аналитики).
  • Отсутствие понимания, что же происходит на самом деле из-за дефрагментации организации.
  • Сниженную доставленную ценность, потому что команды не догадываются, что самое ценное в данный момент может находиться в “Бэклоге Продукта” соседней команды.
  • Как следствие всех предыдущих пунктов, высокий Time 2 Market и сниженная организационная гибкость.

Вы можете посмотреть отличное видео об этом по ссылке.

Широкое определение продукта

Скорость и организационная гибкость возникают в случае широкого определения продукта. Чаще всего, для больших организаций это значит переход к масштабируемому Скраму (LeSS). Этот процесс нелегкий и требует реинжиниринга структур и процессов компании, обучения людей.

Важные мысли статьи

  • Определение продукта влияет на системы людей, процессов, компонентов в Скраме.
  • Настоящий продукт имеет пользователей не рынке, ключевой функционал, закрывающий их потребности, бизнес-модель.
  • Классификация продуктов в организациях: компонент, бизнес-процесс, канал, мульти-канал, полноценный продукт.
  • Узкие определения продукта в Скраме страдают от большого количества негативных последствий.
  • Скорость и организационная гибкость возникают в случае широкого определения продукта.

Список полезной литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *