До старта команды: как определить продукт и сформировать команду

В этой статье

Часто Скрам-мастера уже приходят в существующую команду и работают с тем определением продукта, которое есть. Но если организация только задумается о внедрении Скрама, то задача Скрам-мастера — найти оптимальное определение продукта и помочь сформировать Скрам-команду.

В статье детально обсудим, как определить ориентированный на пользователей продукт в организации, по каким принципам формировать первые фиче-команды и как определять их состав.

Часто в создание продукта вовлечены сотни и тысячи людей

В статье “Как определение продукта влияет на организационную гибкость” мы обсудили, что полноценное определение продукта включает в себя архитектурные компоненты и системы, различные функциональные группы (люди, команды), внутренние бизнес-процессы компании и каналы.

Почему так? Продукт имеет следующие атрибуты:

  • Пользователей на рынке (за пределами организации).
  • Ключевой функционал, закрывающий потребности пользователей.
  • Независимый P&L (бизнес-модель).

В больших организациях, например, банки и телекоммуникационные компании, часто в создание продуктов вовлечены сотни и тысячи человек.

Допустим, у нас есть поддержка в организации для того, чтобы начать внедрение Скрама с широким определением продукта. Сразу возникают вопросы: с чего начать? Как найти системы, компоненты, группы людей, каналы и бизнес-процессы, которые затрагиваются продуктом? Вокруг чего формировать первые Скрам-команды?

Скрам предлагает выстраивать организацию, ориентированную на внешних пользователей и которая максимально развернута в сторону рынка. Каждая Скрам-команда может независимо от других частей организации напрямую поставлять ценность на рынок. Поэтому все начинается с конечных пользователей.

Шаг 1: строим Customer Journey Map (CJM)

На первом шаге мы определяем все пользовательские сегменты и для каждого из них находим точки “соприкосновения” с нашей организацией. Находим все активности, которые выполняют пользователи для достижения своих целей: звонок в службу поддержки, регистрация в мобильном приложении и т.д. CJM пронизывает весь жизненный цикл продукта, от момента, когда пользователь первый раз услышал о нас и до момента его ухода (к нашему сожалению).

Шаг 2: находим системы, компоненты, внутренние бизнес-процессы и каналы.

За каждой точкой соприкосновения пользователя с организацией “под капотом” скрыты системы, компоненты, бизнес-процессы и каналы. Находим и выписываем их под каждой из активностей на карте пользовательского пути.

Шаг 3: создаем организационный Бэклог Продукта.

Итак, системы, компоненты и бизнес-процессы компании определены. Теперь нам понадобится организационный Бэклог Продукта на ближайшие месяцы, чтобы понять вокруг каких бизнес-задач формировать первые Скрам-команды. Элементы Бэклога Продукта можно определить достаточно крупно. 10-20 элементов вполне достаточно. Обязательно упорядочиваем его.

Шаг 4: анализируем Бэклог Продукта с помощью HitMap.

К этому моменты у нас есть Бэклог Продукта и с помощью CJM определены системы, компоненты, бизнес-процессы и каналы, которые входят в определение продукта. Пора посмотреть какие из них “задевают” элементы Бэклога Продукта, чтобы понять, как формировать будущие фиче-команды. Для этого формируем таблицу, строки которой — элементы Бэклога Продукта, а столбцы  — найденные системы и компоненты. Если разработка фичи требует изменения в какой либо системе/компоненте/бизнес-процессе/канале, то ставим крестик в соответствующей ячейке.

Шаг 5: конфигурируем команду(ы) при помощи Feature Team Adoption Map (FTAM).

Feature Team Adoption Map (FTAM) — очень полезный инструмент из фреймворка LeSS, который помогает сформировать первые фиче-команды, а затем отслеживать процесс расширения определения продукта. Ось Y — системы и компоненты, выложенные в порядке частоты их “загорания” на HitMap снизу вверх. Ось X — список всех активностей, которые необходимы нам для завершения работы в каждом из компонентов каждый Спринта (DoD). Идеальная фиче-команда может работать во всех компонентах и выполнять любые активности. В этом случае мы имеем максимум гибкости, потому что, независимо от того, как меняется наполнение Бэклога Продукта, фиче-команда может выполнять любую работу без передач и зависимостей. Найдите точку на FTAM, с которой вы начнете внедрение Скрама, это будет ваше начальное определение продукта для фиче-команды. Запланируйте следующие шаги по расширению определения продукта. Для этого команда будет учиться, осваивать новые компетенции, чтбы начать работать в новых системах и компонентах.

Шаг 6: готовимся к запуску команд(ы).

На предыдущем шаге мы определились с конфигурацией первой фиче-команды и установили первоначальное определение продукта в Скраме. Дальше — готовимся к запуску команды и продолжаем наслаждаться своей ролью Скрам-мастера 🙂

Основные мысли статьи

  • В больших организациях в создание продуктов вовлечены сотни и тысячи человек.
  • Скрам предлагает выстраивать организацию вокруг пользователей, которая максимально развернута в сторону рынка.
  • Пять шагов для формирования первых Скрам-команд:
  1. Строим Customer Journey Map (CJM).
  2. Находим системы людей, компонентов, внутренние бизнес-процессы и каналы.
  3. Создаем Бэклог Продукта на ближайшие месяцы.
  4. Анализируем Бэклог Продукта с помощью HitMap.
  5. Конфигурируем команду при помощи Feature Team Adoption Map (FTAM).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *