Не надо аплодисментов (Кен Швабер)

Не надо аплодисментов

Кен Швабер

Команда поработала на славу и создала Инкремент Продукта, который превзошел все ожидания, установленные во время Планирования Спринта. В ходе Обзора Спринта команда с гордостью проводит презентацию Инкремента перед Владельцем Продукта, стейкхолдерами и высшим руководством. Последние присутствуют для того, чтобы оказать поддержку общей концепции Скрама. В конце презентации все присутствующие разражаются аплодисментами.

Что в этой ситуации не так?

Во-первых, Обзор Спринта — это не презентация. Это не время продавать Скрам. И тем более не время высшему руководству демонстрировать свою поддержку. Все это, конечно, нужные активности, но сейчас они отвлекают от истинной цели Обзора Спринта. Обзор Спринта предназначен для того, чтобы Владелец Продукта проверил и адаптировал Продукт для увеличения возврата инвестиций. С этой целью Владелец Продукта проверяет и корректирует созданный Инкремент. Затем он консультируется с командой и другими стейкхолдерами и реорганизует Бэклог Продукта для следующего Спринта. Цель Обзора Спринта — организовать взаимодействие между Владельцем Продукта, людьми, которых он представляет, и командой. Тут должны иметь место сотрудничество, обмен важной информацией и мозговой штурм, чтобы решения были максимально обоснованы.

Если Обзор Спринта превращается в презентацию, это снижает вероятность того, что адаптация Продукта увеличит возврат инвестиций, так как необходимое на это время будет потрачено впустую. Что еще хуже, если команда будет считать Обзор Спринта презентацией, они и станут проводить презентацию — подготовят слайды в PowerPoint, зарезервируют конференц-зал, оденутся понаряднее, будут стоять перед трибуной или рассядутся в зале и будут ждать доклада. Все начнут вести себя, как на обычном совещании, когда выступающий пытается показать себя в самом выигрышном свете, а слушатели — предоставить конструктивную критику. Но все это никак не способствует совместному принятию решений.

Во-вторых, Обзор Спринта — это не время выносить суждения, поэтому пожалуйста, не надо аплодировать.

Аплодисменты подразумевают, что команда достигла хороших результатов. А смысл эмпирического контроля процессов (empirical process control) в том, что команда делает то, что делает.

В начале Спринта команда берет определенный прогноз (Элементы Бэклога), а потом — учитывая сложности и непредвиденные обстоятельства в ходе Спринта — делает все возможное, чтобы его достичь. По мере продвижения, Спринт за Спринтом, выполненная работа может все точнее соответствовать поставленным задачам, но всегда есть сюрпризы. В конце Спринта у Владельца Продукта есть определенное время, чтобы инспектировать и адаптировать сделанную работу. Для этого необходима максимальная прозрачность.

Если команда будет чувствовать, что ее работу оценивают, она может быть не такой открытой, как следовало бы.

Кроме того, стремление к похвале и одобрению заложено в человеческой природе. Если команду однажды похвалят, она будет жаждать похвалы.

Если команде будут аплодировать, когда она выполняет или перевыполняет свои задачи, она всегда будет стараться показать это на Обзоре Спринта — и неважно, что для этого пришлось работать сверхурочно в ущерб качеству или качество пострадало просто так.

У команды появляется зависимость от аплодисментов. Потому что если не аплодисменты, то тогда апробация. Если выполнение всех задач — это «хорошо», думает команда, значит, невыполнение — «плохо». Но это отнюдь не так.

Конечно, все надеются, что в ходе Спринта все задачи будут выполнены, но цель инспекции и адаптации — не питать надежды, а помочь людям принять обдуманные решения, чтобы достичь поставленных целей.

Поэтому в ходе следующего Обзор Спринта уберите лазерные указки, сосредоточьтесь на совместной работе и, пожалуйста, не нужно аплодисментов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *