Несколько лет назад я была начинающим Скрам-мастером. Я готовила и фасилитировала командные Ретроспективы. И очень быстро заметила, что участники по-разному вовлечены в процесс и каждый преследует свои цели. Кто-то энергично исследует проблемы и ищет решения, а кто-то мучительно ждёт завершения. Я была в ужасе от своей некомпетентности! Пока мой ментор не сказал мне, что это окей, это и есть моя Скрам-мастерская работа. Спасибо ему за это 🙂
А еще он мне рассказал про простую метафорическую модель, которой теперь делюсь с вами.
Кто приходит на ретроспективу?

Согласно модели, условно бывает 4 типа участников ретроспективы:
— Исследователь
— Отпускник
— Покупатель
— Заключённый
Исследователь
Исследователю всё любопытно и интересно, он заряжен работать, искать новые крутые решения. Он с удовольствием участвует в разминках, помнит много позитивных моментов в Спринте, ищет самую суть проблем, смело открывает то, что другие не решаются, предлагает на первый взгляд сумасшедшие решения, которые показывают новые горизонты для всей команды. Часто, с течением времени, Исследователь начинает помогать с фасилитацией, ему всё любопытно попробовать.
Отпускник
Отпускник приходит отдохнуть от рабочих задач, поиграть в лего, потусоваться с командой 🙂 Он любит теплую доверительную атмосферу и многое делает для её создания и поддержания. Он получает удовольствие от процесса, но меньше сфокусирован на конкретных изменениях и экспериментах.
Покупатель
Покупатель не готов тратить много энергии для активного участия, но внимателен ко всему, что предлагают другие. Часто задает критические вопросы, которые могут помочь команде с выбором той или иной идеи или стратегии.
Заключённый
Мантра Заключённого «Меня заставляют здесь находится, я бы лучше занялся чем-то другим». Часто ему не хватает понимания, зачем нужна Ретроспектива, в чём ценность для него, для команды, что тут можно, а что нельзя. У него может быть целый набор мифов и убеждений, которые не позволяют ему участвовать и создавать процесс. Наличие “Заключенных” может быть “сигналом” для Cкрам-мастера об уровне доверия, понимании Скрама, о фокусе на командные цели. Часто Заключенные появляются тогда, когда решения с предыдущих Ретроспектив не выполняются.
Что же делать?
Если у вас такая ситуация, то первое, что может сделать Скрам-мастер — стать для команды зеркалом и подсветить это.

Например, с помощью короткого упражнения
- Объясните, зачем вы проводите это упражнение, что хотите получить в результате и что эти результаты никак не будет использоваться за пределами команды. Создаем безопасную среду.
- Также сообщите, что эти типы от Ретроспективы к Ретроспективе могут меняться, они динамические и это окей. Нет “хороших” и “плохих” типов.
- Расскажите про 4 типа участников, покажите флипчат. На флипчате можно тезисно записать определение каждого типа, чтобы участникам было проще себя идентифицировать.
- Раздайте участникам одинаковые карточки или стикеры. Попросите их соотнести себя с тем типом участия, который им сейчас ближе всего и почему. На листочке записать пару фраз. Для соблюдения конфиденциальности можно уточнить, как складывать листочки, чтобы все оказались одинаковыми.
- Сложите листочки в мешок. Доставайте по одному и зачитывайте. Попросите одного из членов команды наклеивать стикер (ставить точку, галочку) на тот тип, который вы зачитали. После прочтения всех карточек рекомендуем разорвать их и выбросить, чтобы ни у кого не было желания искать автора по почерку.
- У вас получится какое-то количество стикеров на каждом типе. Задайте команде вопросы:
- Что вы замечаете?
- О чём такое распределение вам говорит?
- А как вам хочется, чтобы были распределены стикеры?
- Что, как вам кажется, мы как команда можем сделать для этого?
- А как эти результаты связаны с нашей повседневной работе в спринте?
Будьте готовы в результате упражнения получить команду Заключённых 🙂 Это отличная ситуация для прокачки навыков обучения и коучинга. У многих до вас получилось, и у вас получится!
Буль смелым, ведь не зря это одна из ценностей Скрама!

Ссылка на это упражнение на английском.