Проведите вовлекающий Обзора Спринта с помощью готовой цепочки освобождающих структур

Перевод статьи Кристиана Вервийса

Обзор Спринта

Как часто вы оказываетесь на Обзорах Спринта, полных презентаций PowerPoint? А когда на них нет ни пользователей, ни клиентов, ни стейкхолдеров? Или маетесь от скуки, потому что встречи превращаются в хор перебивающих друг друга голосов или сводятся к повторному обсуждению одних и тех же вопросов?

Наш опыт, а также опыт знакомых нам Скрам–мастеров показывает, что Обзор Спринта часто не включает в себя ничего кроме демо. Так упускаются отличные возможности получения знаний. В этой статье мы предлагаем альтернативу.

Обзор Спринта — важная часть эмпирического процесса, лежащего в основе фреймворка Скрам, и он нуждается в качественной фасилитации.

Цель Обзора Спринта

Во время разработки цепочки структур важно четко осознавать свои цели. Цель Обзора Спринта заключается в инспекции Инкремента, созданного во время Спринта, и адаптации Бэклога Продукта на основе открытий, идей и изменений на рынке. Обзор Спринта отвечает на вопрос: «Исходя из того, что мы узнали во время Спринта, каким должен быть следующий шаг?». Он вносит ценный вклад в Планирование Спринта.

Examples of Sprint Reviews

План фасилитации Обзора Спринта

  1. Impromptu Networking: проясняем ожидания и цели присутствующих на Обзоре Спринта.
  2. Shift&Share: инспектируем Инкремент и разговариваем со стейкхолдерами.
  3. What, So What, Now What: слушаем выводы и итоги, которые помогут адаптировать дальнейшую работу.
  4. 15% вклад: каждый участник определяет, что он сам может сделать для улучшения продукта в следующем Спринте.

Исходя из полученных на предыдущих этапах выводов каждый из присутствующих может для себя определить дальнейшие действия, как поддержать Скрам–команду и их совместную работу в ходе следующего Спринта.

Подготовка

Найдите закрытое пространство, достаточно просторное, чтобы в нем было комфортно перемещаться. Желательно, чтобы в помещении не было столов или других предметов, мешающих взаимодействию участников Обзора Спринта. Таким образом вы подчеркнете, что это будет неформальная сессия, а не «заседание за столом переговоров».

Ничто так не утомляет группу, как сессия, в ходе которой JIRA — или схожий инструмент — выводится на проектор, а собравшиеся последовательно рассматривают Бэклог Продукта или его отдельные элементы. Вместо этого мы рекомендуем развесить бумажные материалы, которые помогут вспомнить то, над чем работала команда. Так вы создадите из команды настоящий «супер-мозг». Материалы должны включать Бэклог Продукта, Definition of Done, Цель Спринта, Бэклог Спринта, свод правил (если они у вас есть), Видение Продукта и все, что может оказаться полезным.

Несмотря на то, что Скрам–мастера могут фасилитировать Обзор Спринта, ничто не мешает это делать и другим участникам. Для Владельца Продукта тоже имеет смысл принять в этом участие, так как для него/нее Обзор Спринта особенно важен, ведь именно Владелец Продукта будет представлять Инкремент стейкхолдерам.

Подготовьте станции для Shift&Share, договоритесь, кто из команды будет встречать гостей на каждой станции. Можете оставить несколько свободных станций на случай возникновения других тем. Предоставьте достаточное количество устройств: например, смартфонов, планшетов и ноутбуков для изучения продукта.

1. Общее приветствие

На любой встрече обязательно начинайте с того, зачем мы все собрались. Даже если вы заранее сообщили об этом (в приглашении или электронном письме), начните с повторного озвучивания цели самого Обзора Спринта, а также с Цели Спринта, которую поставила себе команда.

2. Impromptu Networking (15 минут)

Чтобы выжать максимум из Обзора Спринта, необходимо превратить его в неформальное мероприятие с высоким уровнем вовлечённости. Именно поэтому начинать нужно Impromptu Networking. В ходе этой освобождающей структуры участники знакомятся, устанавливается доверительная атмосфера, стимулируется мыслительный процесс и появляется понимание, что взаимодействие необходимо для достижения цели Обзора Спринта.

Всего проводится три раунда: участники разбиваются на пары и поочередно в течение двух минут отвечают на следующий вопрос:

«Исходя из Цели Спринта, какие вопросы, ожидания и темы приходят вам на ум? Что еще?»

По ходу раундов предлагайте участникам отмечать паттерны, сходства и различия. По завершении трех раундов попросите группу вкратце поделиться самыми важными паттернами.

Impromptu Networking фокусирует обсуждение на Цели Спринта. Если у Скрам-команды нет Целей Спринта, все равно можно провести Impromptu Networking но с другой формулировкой вопроса. Однако учтите, что без Целей Спринта крайне сложно поддерживать эмпирический процесс, а значит и эффективную работу Скрам–команды.

3. Shift&Share (40 минут)

Теперь, когда у всех была возможность задуматься о том, чего они ждут от Обзора Спринта, можно начинать инспекцию Спринта. Вместо презентации от Команды Разработки используйте освобождающую структуру Shift&Share.

В зависимости от количества участников можно организовать от трех до семи станций. На каждой станции может быть своя тема: инспекция разных элементов Бэклога Продукта, реализованных в Инкременте, станция планирования релизов, изменений на рынке или видения продукта. Оборудуйте станции любыми устройствами, которые помогут «пощупать» продукт: смартфонами, планшетами, ноутбуками и пр.

На каждой станции гостей встречает представитель Скрам–команды. Он проводит интервью, помогает им инспектировать Инкремент и давать обратную связь. Все стейкхолдеры и гости равномерно распределяются по станциям. Каждые семь минут группа переходит к следующей станции, а представитель Скрам–команды остается на месте. Продолжаем до тех пор, пока все группы не посетят все станции.

По нашему опыту, достаточно таймбокса в семь минут. Если станций меньше или нужно больше времени для инспекции – таймбокс можно увеличить. Тем не менее, изменять промежуточные таймбоксы не рекомендуется. Можете поэкспериментировать: позвольте участникам выбрать станции, которые они хотели бы посетить за ограниченное количество раундов.

Sprint Reviews

Структура Shift&Share оптимальна для перехода от статического просмотра презентаций на экране к более практическому подходу, при котором стейкхолдеры принимают непосредственное участие в изучении реального продукта. Самый простой способ собрать обратную связь стейкхолдеров – предложить им заполнить специальные «карточки обратной связи», которые есть на каждой станции.  Но есть десятки других способов.

4. What, So What, Now What?  (30 минут)

После инспекции Инкремента и большого количества бесед самое время разобраться в полученных выводах. Вместо открытой дискуссии мы предлагаем попробовать освобождающую структуру, специально созданную для краткого обмена опытом, What, So What, Now What?

Участники разбиваются на небольшие группы (от четырех до шести человек) и размышляют о том, что они узнали во время структуры Shift&Share и что это значит для Бэклога Продукта и следующего Спринта. Данная структура состоит из трех последовательных этапов осмысления: в начале каждого из них участники самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, после чего проводят пятиминутное обсуждение в небольших группах. Вопросы для каждого этапа:

Этап 1. «Что вы увидели, услышали или заметили во время структуры Shift&Share? Какие факты или паттерны выделялись больше остальных?»

Этап 2. «И что это значит для нашей совместной работы в этом и следующих Спринтах?»

Этап 3. «Так и что теперь: как это влияет на Бэклог Продукта и план релизов? Что нужно добавить, убрать или изменить?»

Вопросы структуры What, So What, Now What?  организованы так, что сначала внимание уделяется сбору фактов (этап 1), затем попытке осмыслить, что они означают (этап 2), и наконец, планированию дальнейших действий (этап 3).

Это позволяет принимать решения, основанные на реальном опыте и данных, а не на личных мнениях и оценках.

По завершении трех этапов предложите небольшим группам поделиться своими самыми важными выводами с остальными участниками. Опираясь на выводы, Владелец Продукта может открыто вносить изменения в Бэклог Продукта или фиксировать задачи для следующего Спринта. При наличии времени можете проводить общий для всей группы промежуточный обмен информацией между этапами. Рекомендуется строго ограничить это время, чтобы не дать структуре превратиться в бесконечное групповое обсуждение.

What, So What, Now What

5. 15-процентный вклад (20 минут)

Итак, мы внесли изменения в Бэклог Продукта и определили фокус для следующего Спринта. Теперь определим, что может сделать каждый участник команды для улучшения продукта. Для этого берём освобождающую структуру 15% вклад.

Каждому из участников дается две минуты на то, чтобы записать свой ответ на следующий вопрос:

«В чем состоит ваш 15% вклад, который поможет улучшить нашу совместную работу над этим продуктом? Что вы можете сделать самостоятельно, без привлечения дополнительных ресурсов?»

Когда все будут готовы, дайте участникам возможность коротко рассказать о своем 15% вкладе небольших группах по 2-4 человека. Часто оказывается, что активное вовлечение при помощи подобных освобождающих структур позволяет участникам лучше формулировать свой вклад. Все участники осознают, что они создают продукт вместе. Стейкхолдеры могут предложить пригласить других стейкхолдеров, поучаствовать в PBR и уточнить требования напрямую с разработчиками. Как вариант, можно собрать информацию по 15% вкладу и сделать ее доступной где-то еще, например, рядом со Скрам-доской.

Заключение

В завершении Обзора Спринта проговорите, какова была цель встречи, достигнута ли она, а также озвучьте самые интересные моменты. Это также хорошая возможность поблагодарить всех за вклад в развитие продукта и вдохновить на участие в следующем Обзоре Спринта.

Если вы хотите глубже разобраться в освобождающих структурах, узнать их больше и научиться составлять свои цепочки – вам будет интересен Liberating Structures Immersion Workshop. Ближайшие в 23-24 марта в Киеве и 8-9 апреля в Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *