Pop the Happy Bubble

Скрам-команда преодолела некоторые препятствия и работает более эффективно, чем раньше.

✥      ✥      ✥

Команды могут войти в состояние чрезвычайной удовлетворенности улучшениями, которые они сделали. И это сохраняет дисфункцию. Как будто пузырь счастья окружает их и изолирует от неприятной, но правдивой информации.

Многие организации начинают применять Скрам в условиях кризиса, когда время, необходимое для разработки новой версии продукта, намного больше, чем рынок готов ждать. После первоначальных настроек Скрама, команда поставляет Инкремент Продукта. Переход от отсутствия продукта к хоть какому-то продукту является настолько значительным успехом, что он препятствует устранению любых других препятствий, так как ни одно из них не такое значительное, как предыдущее. Команда считает, что не стоит прилагать усилия для решения таких сравнительно небольших проблем.

В средах, где есть поддержка для постоянного улучшения, успешная команда часто не может понять, как улучшаться. Со временем становится все труднее и труднее совершенствоваться. Команда собрала все низко висящие фрукты. Возможно, команда достигла предела своих знаний или опыта и не может понять, есть ли альтернатива тому, как она работает.

Ретроспектива Спринта  в таком случае проводится для самоуспокоения. Она приводит к небольшим (если таковые имеются) изменениям процесса или к поверхностным изменениям, не оказывающим реального влияния на команду. В конце концов, команда перестает проводить Ретроспективы, потому что не видит пути к улучшению – кроме остановки, чтобы сохранить навсегда общий миф о великолепной производительности.

Некоторые команды могут не видеть пути улучшения, потому что все препятствия, которые у них есть, находятся «вне команды». Когда команда не достигает Цели Спринта, она всегда приписывает это разовым, исключительным событиям.  И всегда есть какое-то одноразовое событие. Они чувствуют, что если бы только некоторые «они» могли что-то с этим сделать, команда бы улучшилась.

Столкновение с проблемами неприятно, и устранение препятствий может заставить команды вести неудобные разговоры или принимать трудные решения. Для людей естественно избегать таких неприятных переживаний. Такое может быть в очень сплоченной команде, где все любят работать и просто ладить друг с другом. Это затрудняет признание проблем. В культуре, где людей учат не раскачивать лодку, становится все труднее признавать проблемы. Там, где нет смелости и решимости принять проблемы и измениться, не может быть никаких улучшений.

Команда может жить в “Пузыре Счастья”. Одна из самых больших проблем состоит в том, что пузыри прозрачны – команде очень трудно его увидеть. Почти всегда требуется взгляд со стороны, чтобы осознать такое поведение. Команде нужно получить обратную связь от нейтральных наблюдателей. Это то, что команды, возможно, не хотят замечать. Наблюдатели должны иметь смелость быть честными с участниками команды и чтобы справиться с неприятием результатов их обратной связи.

С другой стороны, все команды могут улучшаться. Они просто не видят этого.

Поэтому:

Привлеките команду к осознанию своей ситуации (Лопните Пузырь Счастья): вынудите команду противостоять своему удовлетворению, подсветив им важные недостатки. Затем вместе с командой планируйте действия по улучшению. Создайте в команде культуру постоянного самоанализа и совершенствования.

Это паттерн для исправления. Лучшая ситуация – не попадать в «Пузырь Счастья». Когда кто-то (например, Скрам-мастер) поднимает проблему, которую все игнорируют, бросьте вызов команде и спросите их, как они планируют ее решить. Главное, в первую очередь, заставить команду признать, что у нее есть проблема.

Лучший человек, который может вывести команду за пределы Пузыря Счастья, – это тот, кто входит в Скрам-команду и хочет и может поднимать сложные вопросы. Этот человек должен иметь возможность видеть проблемы, поднимать проблемы и пробуждать изменения. Этот человек должен пользоваться уважением и доверием Скрам-команды и поддерживать ее самостоятельность и самоорганизацию.

У Скрам-мастера есть уникальная возможность лопнуть пузырь счастья из-за его или ее взгляда на всю команду, а также из-за объективности, связанной с практикой по удалению себя от проработки решений. Однако, когда Скрам-мастер противостоит команде, сообщение должно быть таким, что мы (а не вы) работаем недостаточно хорошо, и что мы будем с этим делать.

Что если Скрам-мастер часть проблемы? Если это только Скрам-мастер, команда может позаботиться об этом внутри. Однако, поскольку Скрам-мастер имеет более широкое видение процесса, если Скрам-мастер находится в «Пузыре Счастья», вполне вероятно, что вся команда также находится в «Пузыре Счастья». В этом случае, Владельцу Продукта возможно, придется принять решительные меры, такие как привнесение внешней перспективы, неформально или формально. Это крайнее средство для тех случаев, когда «Пузырь счастья» вызывает серьезные сбои, а другие меры не дают результатов.

Внешний человек, который “лопает пузырь”, уступает по важности кому-то из Скрам-команды, но может быть необходим, если вся команда не знает о «Пузыре Счастья». Любой, кто находится в лидерской позиции, может инициировать вовлечение этого внешнего “лопателя пузыря”. Крайне важно, чтобы были достоверные данные для подтверждения заявлений о производительности команды и о существовании «Пузыря Счастья». Тот факт, что команда находится в пузыре, означает, что они могут скептически относиться к наличию проблемы. Предоставьте членам команды данные, чтобы они не могли их оспорить. Лучшая роль для этого вне команды — это, вероятно, Скрам-мастер из другой команды, особенно если Скрам-мастер также не замечает этой дисфункции. Эта роль уникальна тем, что она объективна и нейтральна и может видеть всю картину. Команда видит свое отражение и поэтому может понимать последствия своего постоянного поведения. Скрам-мастер играет вопрошающую  роль. Если Скрам-мастер слишком настойчив и пытается продвинуть определенное решение, такое поведение может быть разрушительно для командной самоорганизации. Где это возможно, используйте вопросный метод Сократа.

✥      ✥      ✥

Ожидаемый результат –  команда осознает свои недостатки, вновь привержена улучшениям и предпринимает для них шаги. Основным результатом является осознание, и это может быть самым важным. “Лопание Пузыря Счастья” повышает осведомленность о проблемах, которые команда может решить с помощью Scrumming the Scrum. И наоборот, модели Scrumming the Scrum, Ретроспективы и Norms of Conduct помогают в первую очередь предотвратить появление “Пузырей Счастья”.

Идеальный результат заключается в том, что команда понимает, почему она попала в “Пузырь счастья”, и предпринимает шаги по предотвращению образования будущих пузырей. Некоторым людям может не понравиться отсутствие “Пузыря Счастья”. Они могут воспринять это как необоснованное давление для достижения неоправданного уровня производительности. В крайнем случае, люди могут покинуть команду.  Эффект такого давления может быть внезапным и сокрушительным, снижающим эйфорию, в которой находилась команда, что выражается в отсутствии мотивации и потенциально вредит командной динамике из-за людей, покидающих организацию в результате.

Наиболее вероятным положительным долгосрочным следствием многократного появления “Пузыря Счастья” является то, что команда получает признание за способность рефлексировать и совершенствоваться. Это полноправный источник Team Pride (см. Team Pride).

Рекомендуемые тренинги

Продвинутый курс Professional Scrum Master II (PSMII) + Scrum Patterns для Скрам-мастеров с опытом больше года. Решаем кейсы, изучаем интересные техники фасилитации, применяем системное мышление, Скрам-паттерны и готовим вас к сертификации Professional Scrum Master (PSMII).

Уникальный тренинг Scrum Patterns для Аджайл-коучей и Скрам-мастеров. Освойте десятки Скрам-паттернов и закройте большинство проблем, с которыми сталкиваются ваши Скрам-команды. Научитесь используйте комбинацию Скрам-паттернов и системного мышления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *