До старта команды: как определить продукт и сформировать команду

19 нояб. 2018 г. 3 min read

Часто Скрам-мастера уже приходят в существующую команду и работают с тем определением продукта, которое есть. Но если организация только задумается о внедрении Скрама, то задача Скрам-мастера — найти оптимальное определение продукта и помочь сформировать Скрам-команду.

В статье детально обсудим, как определить ориентированный на пользователей продукт в организации, по каким принципам формировать первые фиче-команды и как определять их состав.

Часто в создание продукта вовлечены сотни и тысячи людей

В статье  мы обсудили, что полноценное определение продукта включает в себя архитектурные компоненты и системы, различные функциональные группы (люди, команды), внутренние бизнес-процессы компании и каналы.

Почему так? Продукт имеет следующие атрибуты:

  • Пользователей на рынке (за пределами организации).
  • Ключевой функционал, закрывающий потребности пользователей.
  • Независимый P&L (бизнес-модель).

В больших организациях, например, банки и телекоммуникационные компании, часто в создание продуктов вовлечены сотни и тысячи человек.

Допустим, у нас есть поддержка в организации для того, чтобы начать внедрение Скрама с широким определением продукта. Сразу возникают вопросы: с чего начать? Как найти системы, компоненты, группы людей, каналы и бизнес-процессы, которые затрагиваются продуктом? Вокруг чего формировать первые Скрам-команды?

Скрам предлагает выстраивать организацию, ориентированную на внешних пользователей и которая максимально развернута в сторону рынка. Каждая Скрам-команда может независимо от других частей организации напрямую поставлять ценность на рынок. Поэтому все начинается с конечных пользователей.

Шаг 1: строим Customer Journey Map (CJM)

На первом шаге мы определяем все пользовательские сегменты и для каждого из них находим точки “соприкосновения” с нашей организацией. Находим все активности, которые выполняют пользователи для достижения своих целей: звонок в службу поддержки, регистрация в мобильном приложении и т.д. CJM пронизывает весь жизненный цикл продукта, от момента, когда пользователь первый раз услышал о нас и до момента его ухода (к нашему сожалению).

Шаг 2: находим системы, компоненты, внутренние бизнес-процессы и каналы.

За каждой точкой соприкосновения пользователя с организацией “под капотом” скрыты системы, компоненты, бизнес-процессы и каналы. Находим и выписываем их под каждой из активностей на карте пользовательского пути.

Шаг 3: создаем организационный Бэклог Продукта.

Итак, системы, компоненты и бизнес-процессы компании определены. Теперь нам понадобится организационный Бэклог Продукта на ближайшие месяцы, чтобы понять вокруг каких бизнес-задач формировать первые Скрам-команды. Элементы Бэклога Продукта можно определить достаточно крупно. 10-20 элементов вполне достаточно. Обязательно упорядочиваем его.

Шаг 4: анализируем Бэклог Продукта с помощью HitMap.

К этому моменты у нас есть Бэклог Продукта и с помощью CJM определены системы, компоненты, бизнес-процессы и каналы, которые входят в определение продукта. Пора посмотреть какие из них “задевают” элементы Бэклога Продукта, чтобы понять, как формировать будущие фиче-команды. Для этого формируем таблицу, строки которой — элементы Бэклога Продукта, а столбцы  — найденные системы и компоненты. Если разработка фичи требует изменения в какой либо системе/компоненте/бизнес-процессе/канале, то ставим крестик в соответствующей ячейке.

Шаг 5: конфигурируем команду(ы) при помощи Feature Team Adoption Map (FTAM).

Feature Team Adoption Map (FTAM) — очень полезный инструмент из фреймворка LeSS, который помогает сформировать первые фиче-команды, а затем отслеживать процесс расширения определения продукта. Ось Y — системы и компоненты, выложенные в порядке частоты их “загорания” на HitMap снизу вверх. Ось X — список всех активностей, которые необходимы нам для завершения работы в каждом из компонентов каждый Спринта (DoD). Идеальная фиче-команда может работать во всех компонентах и выполнять любые активности. В этом случае мы имеем максимум гибкости, потому что, независимо от того, как меняется наполнение Бэклога Продукта, фиче-команда может выполнять любую работу без передач и зависимостей. Найдите точку на FTAM, с которой вы начнете внедрение Скрама, это будет ваше начальное определение продукта для фиче-команды. Запланируйте следующие шаги по расширению определения продукта. Для этого команда будет учиться, осваивать новые компетенции, чтбы начать работать в новых системах и компонентах.

Шаг 6: готовимся к запуску команд(ы).

На предыдущем шаге мы определились с конфигурацией первой фиче-команды и установили первоначальное определение продукта в Скраме. Дальше — готовимся к запуску команды и продолжаем наслаждаться своей ролью Скрам-мастера 🙂

Основные мысли статьи

  • В больших организациях в создание продуктов вовлечены сотни и тысячи человек.
  • Скрам предлагает выстраивать организацию вокруг пользователей, которая максимально развернута в сторону рынка.
  • Пять шагов для формирования первых Скрам-команд:
  1. Строим Customer Journey Map (CJM).
  2. Находим системы людей, компонентов, внутренние бизнес-процессы и каналы.
  3. Создаем Бэклог Продукта на ближайшие месяцы.
  4. Анализируем Бэклог Продукта с помощью HitMap.
  5. Конфигурируем команду при помощи Feature Team Adoption Map (FTAM).
Great! Next, complete checkout for full access to AgiliX Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to AgiliX Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.