Иллюзия гибкости (судьба большинства аджайл-трансформаций)

17 янв. 2019 г. 2 min read

Гибкость — это уникальное и постоянно эволюционирующее состояние, характерное для конкретной организации, её сотрудников и истории. Традиционный (промышленный) подход к внедрению аджайла создаёт лишь иллюзию гибкости.

Перевод оригинальной статьи Гюнтера Верхеена Illusion of Agility

Гибкость — это уникальное и постоянно эволюционирующее состояние, характерное для конкретной организации, её сотрудников и истории. Традиционный (промышленный) подход к внедрению аджайла создаёт лишь иллюзию гибкости.

Гибкость — это особое состояние, так как она является результатом уникальных уроков и открытий, сделанных организацией и ее сотрудниками, а также отражает способы преодоления неприятностей и препятствий, многочисленные инспекции и адаптации, пройденные на всем пути. Гибкость — это уникальная характеристика. Её определяют люди, их взаимоотношения и взаимодействия, принятые к использованию и упраздненные инструменты, процессы, практики, концепции, действующие в рамках многочисленных экосистем и между ними — всё, что формирует организацию и потенциально выходит за её пределы.

Никакая схема не может описать или изобразить уникальные характеристики, определяющие гибкость организации.

Однако многие наши организации были основаны в прошлом промышленном веке, и им присущи соответствующие убеждения. Когда они ощущают потребность и необходимость повысить гибкость, то — по понятным причинам — обращаются к знакомым, хотя и устаревшим, промышленным схемам. Они предпринимают тщательно спланированные попытки перейти к аджайлу, пытаясь реализовать их в виде отдельных «проектов по внедрению изменений». Они подражают другим организациям. Они бездумно копируют то, что якобы привело других к успеху. Они массово насаждают процессы и практики. Они полагаются на модели, регламентирующие стандартные предопределенные организационные структуры. Необходимость обучения и упорной работы благополучно игнорируется. По иронии судьбы, это именно те подходы, от которых нужно отказаться, чтобы занять свое место и выжить в новом мире, требующем высокой гибкости.

Несоответствие теории и реальности фундаментально. Им нужно (и они сами хотят) отказаться от старых методов, но тем не менее активно их применяют. Возникает иллюзия гибкости, и она становится мучительно очевидна часто спустя годы, когда происходит корректировка реальностью. В условиях срочности повышение гибкости ничтожно мало и не принимается в расчет. Фактические результаты разочаровывают.

Наступает момент жёсткой корректировки, когда оказывается, что сотрудники, создающие продукты и услуги компании, недовольны (скорее даже, они уходят, и на их место не получается найти новых). Когда оказывается, что люди не получают тот доход, на который рассчитывали.  Когда оказывается, что люди не хотят покупать и использовать продукты и услуги компании. Стандартная вертикальная структура организации с ее типичным разделением компетенций по разным отделам не замещается командной работой, общей целью и заинтересованностью в работе. Перекладывание обязанностей и вины продолжает превалировать над сотрудничеством.

Гибкость — это такой путь, для следования которому требуются определенное видение, убеждения, настойчивость и… упорная работа. Гибкость, будучи состоянием высокой адаптируемости, достигается за счет понимания того, как регулярно меняться, основываясь на оценке реальной работы и имеющихся результатов, на постоянно поступающей обратной связи. То, что работает сегодня, может не работать завтра. То, что работает для одной комбинации команд, технологий и бизнеса, может не работать для другой.

Вот несколько признаков, которые могут помочь справиться с иллюзией гибкости:

  • это не трансформация, если она не изменила ваши подходы к работе;
  • это не аджайл-трансформация, если она не упростила ваши подходы к работе;
  • это не внедрение Скрама, если оно не вовлекает и не заряжает энергией людей (клиентов, команды, заинтересованных лиц).

Когда люди живут искусством возможного, не боясь непредсказуемости, это увлекает их, поскольку формирует ихбудущее. Возможности приносят максимальные результаты, когда люди заранее принимают неизвестное будущего и то, что оно в себе несёт. Улучшения происходят от видения, целеустремленности и вовлеченности, от мужества не следовать жестко плану и не копировать чью-либо модель.

Вне зависимости от прошлых попыток и решений, когда организация становится на путь упорной работы, это всегда дает положительный результат.

Great! Next, complete checkout for full access to AgiliX Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to AgiliX Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.