Масштабируемый Скрам с точки зрения системного мышления

1 сент. 2021 г. 4 min read

Скрам — самый популярный гибкий фреймворк в мире. Согласно исследованию VersionOne 81% Аджайл-команд так или иначе используют Скрам.  

Для обычного Скрама существует мировой стандарт с правилами игры — Руководство по Скраму. Для масштабированного Скрама, где в создание одного продукта вовлечены десятки и сотни людей, такого стандарта нет. Легко потеряться среди большого количества фреймворков (LeSS, Nexus, SAFe, SaS), которые наследуют Скрам в своих определениях, но на самом деле могут неверно трактовать или искажать первоначальную концепцию.

В этой статье, опираясь на принципы системного мышления, я отвечу, что является профессиональным масштабируемым Скрамом. Начнем с небольшого экскурса в системное мышление.

Три компонента любой системы: цель, критерии оптимизации, структура

Любая система имеет свое предназначение или цель. Для ее достижения система обладает определенными характеристиками и качествами — критериями оптимизации. Для их развития в системе существуют поддерживающая структура и правила.

Три компонента любой системы

Например, разные виды спорта имеют разную цель. Вид спорта определяет характеристики, которым должно соответствовать тело успешного спортсмена. Будет отличаться и структура тренировок, ведь она направлена на воспитание уникальных для конкретного вида спорта качеств. Логично, что пауэрлифтеры и марафонцы выглядят по-разному, ведь один развивает силу, а второй — выносливость.  

Вид спорта

Цель системы

Критерии оптимизации

Структура тренировок

Бег на 100 метров

Как можно быстрее пробежать 100 метров

Скорость, сила, силовая выносливость

Бег под уклон, приседания на одной ноге, медленный бег на 3-5 км

Приседание с весом

Поднять как можно больший вес

Сила

Тренировки с субмаксимальными весами (более 85% от максимума)

Марафонский бег 

Как можно быстрее пробежать 42 км 

Выносливость

Кроссы, фартфлеки, длительные темпы

Если спортсмен в течение длительного времени соблюдает структуру тренировок, то он прогрессирует. Через некоторое время его тело демонстрирует необходимые характеристики, и он выигрывает соревнования.

Цели, критерии оптимизации и структура Скрама

С точки зрения системного мышления Скрам-команда — это социальная система, а Скрам — игра, правила которой описаны в «Руководстве по Скраму». Там же описана цель Скрам-команды, ее критерии оптимизации и поддерживающие структуры.

«Руководство по Скраму» утверждает, что ультимативная цель фреймворка — создание ценности.

Scrum — легкий фреймворк, который помогает людям, командам и организациям создавать ценность с помощью адаптивных решений комплексных проблем (Руководство по Скраму, 2020).

Идем дальше. Вот что написано в «Руководстве по Скраму» насчет критериев оптимизации:

  • Scrum Teams являются кросс-функциональными, то есть их участники обладают всеми навыками, необходимыми для создания ценности в каждом Sprint.
  • Scrum использует итеративный, инкрементальный подход для оптимизации предсказуемости и управления рисками.
  • Более короткие Sprints позволяют пройти большее количество циклов обучения и ограничить риски стоимости и трудозатрат меньшим отрезком времени.
  • Product Owner несет ответственность за максимизацию ценности продукта, получаемого в результате работы Scrum Team.

Критериев оптимизации в Скраме несколько и они взаимозависимы. Если упростить формулировки Руководства, то можно сказать, что Скрам создан для быстрого обучения ради максимизации ценности. Посмотрите на табличку ниже, где критерии оптимизации связаны с конкретными структурами и правилами.

Цель Скрама

Критерии оптимизации

Структуры, правила

Создание ценности

Скорость

  • Кросс-функциональность

  • Самоуправление 

Обучение

  • Эмпирический контроль

  • Готовый к поставке инкремент 

Максимизация ценности

  • Один упорядоченный Бэклог Продукта

  • Один Владелец Продукта 

  • Одна цель Спринта

  • Одна продуктовая цель

Цели, критерии оптимизации и структуры масштабируемого Скрама

Логично, что масштабируемый Скрам остается профессиональным Скрамом, если продолжает поддерживать ту же цель и критерии оптимизации. Меняются лишь структура и правила. На картинке ниже вы можете видеть организационный дизайн профессионального масштабируемого Скрама, цели оптимизации которого совпадают с однокомандным Скрамом. Все команды сфокусированы на одном продукте и совместно поставляют интегрированный инкремент каждый Спринт.


Давайте проверим, так ли это, снова заполнив табличку.

Цель 

Критерии оптимизации

Структуры, правила

Создание ценности

Скорость

Все команды кросс-функциональны (фиче-команды)

Все команды самоуправляемые 

Обучение

Эмпирический контроль: общее Планирование Спринта, общий Обзор Спринта, Общая Ретроспектива Спринта, общий Спринт

Единый готовый к поставке инкремент каждый Спринт

Единый Definition of Done (DoD)

Максимизация ценности

Один упорядоченный Бэклог Продукта

Один Владелец Продукта 

Одна Цель Спринта на все команды

Одна продуктовая цель на все команды

Особенности роли Владельца Продукта в масштабируемом Скраме

Легко заметить, что Владелец Продукта в масштабируемом Скраме один, а команд много. Это правда, что Владелец Продукта испытывает чрезмерную нагрузку, но нам нужна связка «один Владелец Продукта — один Бэклог Продукта» как необходимая структура для поддержания критерия оптимизации «максимизация ценности». Отказавшись от единого Владельца Продукта мы изменим критерий оптимизации и уйдем от профессионального Скрама.

Чтобы снизить нагрузку, Владелец Продукта может делегировать все активности, связанные уточнением Бэклога Продукта, командам, которые делают это напрямую с заинтересованными лицами.

Product Owner может выполнять эту работу сам или делегировать ее выполнение другим лицам. Тем не менее, Product Owner остается ответственным за нее (Руководство по Скраму, 2020)

Разгружая Владельца Продукта, мы убиваем двух зайцев:

  1. Сохраняем нетронутыми критерии оптимизации «быстрое обучение ради максимизации ценности» и продолжаем использовать профессиональный Скрам.
  2. Даем разработчикам коммуницировать напрямую со стейкхолдерами, что приведет к лучшему пониманию клиентов и эмпатии к ним.

В масштабируемом варианте Скрама Владелец Продукта фокусируется на ключевых активностях:

  • создании и коммуникации видения продукта (Vision),
  • создании и коммуникации продуктовой цели (Product Vision),
  • бизнес-стратегии,
  • продуктовых метриках и измерении доставленной ценности (EMBgt),
  • порядке элементов Бэклога Продукта.

Критерии профессионального масштабируемого Скрама

Чтобы считать фреймворк профессиональным масштабируемым Скрамом, мы должны положительно ответить на следующие вопросы:

  1. У всех команд один общий Владелец Продукта?
  2. У всех команд один общий Бэклог Продукта?
  3. Все команды создают единый готовый к поставке инкремент каждый Спринт?
  4. Все команды работают в одном Спринте?
  5. У всех команд общая продуктовая цель?
  6. У всех команд общая цель Спринта?
  7. Являются ли главными целями оптимизации фреймворка «быстрое обучение ради максимизации ценности»?

Таким образом, профессиональный масштабируемый Скрам, в первую очередь, все тот же Скрам. А что касается фреймворков масштабирования... Выводы делайте сами.

Great! Next, complete checkout for full access to AgiliX Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to AgiliX Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.