Как убить очереди и ускорить команду при помощи моббинга

12 дек. 2018 г. 3 min read

Команда Разработки в Скраме самоорганизующаяся и кросс-функциональная, и поставляет к концу каждого Спринта “готовый” к выпуску инкремент продукта. Команда сама определяет, как ей организовать работу в Спринте:

По результатам Планирования Спринта Скрам-команда решает: каким будет Инкремент в конце Спринта; как организовать работу, чтобы получить готовый Инкремент Продукта (Скрам Гайд, 2017).

Есть полезные современные практики организации работы команды в Спринте, которые вы можете взять на вооружение. И одна из них “моббинг” или “моб-программирование”.

Разработка в стиле “моббинг” или “моб-программирование”

Википедия определяет моббинг как “форму психологического насилия в виде травли сотрудника”, а вот определение “моб-программирования” от автора подхода Вуди Зила:

“замечательные люди, работающие вместе над одной задачей в один момент времени в одном месте за одним компьютером.”

По сути, моббинг — стиль работы, когда команда постоянно работает вместе и вместе “набрасывается” на любые задачи.

В моббинге есть две основные роли: драйвер и навигатор. Навигатор дает инструкции, а задача драйвера не думать, а исполнять указания навигатора. Если навигатор не знает, что делать дальше, то запрашивает помощь у моба — остальных участников команды, которые наблюдают за происходящим на экране проектора и всегда в контексте. Каждый “N” минут роли меняются и команда двигается по часовой стрелке.

Почему моббинг работает

Моббинг — высокоскоростная разработка. Как так может быть, если команда работает за одним компьютером и «ничего не делает»? Давайте посмотрим еще раз, как обычно организовывают работу узкие специалисты:

Они создают островки локальных оптимизаций, в которых возникают очереди. Создается иллюзия того, что, команда эффективна,  зато все заняты. На самом деле, большую часть времени работа простаивает в очередях, а участники команды занимаются “проталкиванием” своей работы.

Моббинг намеренно “недоутилизирует” команду. Все занимаются только одной задачей, значит, нет передач и потерь. Неудивительно, что Cycle Time сильно сокращается, потому что остается лишь одна очередь на входе.

Неочевидные плюсы моббинга

У моббинга есть много других плюсов. Перечислю некоторые из них:

  • Один из лучших способов передачи знаний внутри команды.
  • Не нужно проводить код ревью.
  • Повышается доверие, команда вынуждена научиться договариваться и выслушивать различные точки зрения, приходить к консенсусу.
  • Нет переключения контекста.
  • Нет передач и потерь.
  • Нет конфликтов на уровне кода внутри команды.
  • Нет вынужденных задержек на любой вопрос в команде.
  • Общее владение кодом.
  • Ведет к усилению кросс-функциональности и гибкости команды.
  • Высокое качество, за происходящим наблюдает все.
  • С помощью моббинга можно не только программировать, а заниматься любой интеллектуальной работой.
  • Команде, работающей в моббинге не нужен Канбан, потому что очереди уничтожены, а моббинг — стиль разработки в стиле one-piece flow.

Наш опыт в моббинге

Пару месяцев тому назад мы использовали моббинг для создания сайта AgiliX.ru Никто не верит, что для создания MMP(Minimum Marketable Product) и выхода в продуктив нам понадобилось полдня. И это правда.


Также мы успешно применяли моббинг как формат обучения для Community of Practice (CoP) и стараемся использовать моббинг, собираясь раз в неделю перед экраном проектора где-нибудь в коворкинге. Добавлю, что для того, чтобы попробовать работать в моб-программировании, не обязательно иметь проектор и выделять переговорку. Можно стартовать на рабочем месте команды, поставив рядом два монитора.

Как часто следует работать в моббинге?

Некоторые команды работают фултайм. Другие посвящают отдельные дни или часы. Тем не менее, многие эксперты, с которыми я разговаривал, считают, что команда набирает скорость и ощущает все плюсы моб-программирования, поработав в нем полноценно не менее месяца. Знаю, что все фиче-команды, которые запустил Крэйг Ларман (автор LeSS) за последний год, начали свою работу именно с месяца моббинга. Как вы думаете, смогут ли тогда участники команды помогать друг другу после подобного старта? ))

Основные мысли статьи

  • Моббинг — полезная практика, которую можно использовать в Скраме.
  • Моббинг убивает очереди и повышает скорость разработки.
  • У моббинга есть много других неочевидных плюсов.
  • В моббинге не обязательно программировать, можно выполнять любую интеллектуальную работу.
  • Команда сама выбирает время, которое она посвятит моб-программированию.
  • Стартовать можно с малого — прямо на рабочем месте команды, поставим рядом два монитора.

Полезные ссылки

Great! Next, complete checkout for full access to AgiliX Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to AgiliX Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.