Почему менять правила Скрама - не лучшая идея

12 нояб. 2018 г. 2 min read

Часто вижу, что команды и даже Скрам-мастера пытаются изменить правила Скрама, отбросив неудобные для них элементы или правила. А еще сокрушаются, что “Скрам не гибкий”. Мы обсудим, почему это не оптимальный подход, и как можно извлечь пользу из ситуаций, когда Скрам причиняет дискомфорт.

Метафора “озеро и камни”

Авторы Скрама Кен Швабер и Джефф Сазерлэнд долгое время изучали бережливое производство (Lean Thinking) и многие его концепции были заложены в Скрам. В том числе, метафора “озеро и камни”, в которой камни обозначают существующие несовершенства в команде и организации.

Скрам спускает воду в озере и камни становятся видны. Они некрасивы, дурно пахнут, и от них хочется как можно быстрее избавиться. У команды появляется желание вернуть воду на прежний уровень.

Скрам проявляет несовершенства в управлении продуктом и методах работы, чтобы вы могли постоянно улучшать продукт, команду и рабочее окружение (Руководство по Скраму, 2017).

Скрам не решает проблем, он лишь указывает на них. Чем больше видимых “камней”, тем больше дискомфорта, и тем больше желание убрать или изменить Скрам. И чем больше элементов Скрама отбрасывается, тем он менее полезен. Фундаментальное решение — устранение командных и организационных дисфункций. Как это выглядит на системной диаграмме:

Примеры “камней”

Например, три “камня”, с которыми часто сталкиваются команды.

“Камень”Быстрые решенияФундаментальные решения
Команда не успевает завершать работу в СпринтУвеличить длину Спринта, “а давайте перейдем в Канбан, Скрам — плохой, Канбан — хороший”Научиться декомпозировать PBI, брать меньше работы в Спринт, автоматизация, распараллеливание, Mob-программирование, Swarming, снижение WIP, обучение
Команда не может формулировать Цель СпринтаОтказаться от Цели СпринтаОдна бизнес-цель на квартал, договоренность с заинтересованными лицами на уровне бизнес-целей, а не фич, обучение, работа с Бэклогом Продукта
Большое количество зависимостей от других команд“Управление” зависимостямиИзменение организационного дизайна и переход к фиче-командам, обучение

Как убирать “камни”

Я рекомендую использовать инструменты системного анализа и поиска корневых причин на Ретроспективах, чтобы помочь командам перейти от быстрых к фундаментальным решениям. Главное — подсветить истинные причины проблем, существующих в командах и уход от ментальной модели “это Скрам виноват”. Есть много техник и инструментов, которые полезны, например:

  • Техника пять почему (5 Whys)
  • Системные диаграммы (Causal-Loop Diagrams)
  • Рыбный скелет (Fishbone)
  • Причинно-следственные диаграммы (Cause Effect Diagrams)

Основные идеи статьи

  • Скрам показывает несовершенства в управлении продукта и методах работы, и это вызывает дискомфорт.
  • Задача команд и Скрам-мастеров — устранение командных и организационных дисфункций (“камней”).
  • Инструменты системного анализа (пять почему, системные диаграммы, поиск корневых причин) полезны для идентификации и устранения “камней”.
Great! Next, complete checkout for full access to AgiliX Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to AgiliX Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.