Незаметный Скрам-Мастер*

…у вас есть Скрам-Мастер, который служит Команде Разработки. Команда Разработки должна использовать Ежедневный Скрам, чтобы поделится информацией о прогрессе, скорректировать Бэклог Спринта и скоординировать оставшуюся до завершения Спринта работу.

✥ ✥ ✥

Во время Ежедневного Скрама участники Команды Разработкине обсуждают текущие вопросы друг с другом, а обращаются непосредственно к Скрам-Мастеру. Команда постоянно ожидает указаний или одобрения, прежде чем начать работу. То есть они не берут на себя ответственность за событие и не действуют как команда.

Участники Команды Разработки в Скраме находятся в выгодном положении, так как они больше чем кто-либо погружены в детали плана. Но зачастую разработчики выбирают безопасную позицию и на встречах рассказывают Скрам-Мастеру о текущем статусе работы, вместо того чтобы принять решение о перепланировке Спринта. Такое поведение может быть привычкой, выработанной во время работы с предыдущим Менеджером Проекта или отражать непонимание командой роли Скрам-Мастера. Если я участвую в Ежедневном Скраме как разработчик и должен о чем-то рассказать, скорее всего я обращусь к одному человеку, который, на мой взгляд, будет меня слушать (к тому, кто настаивал на проведении этой встрече). Таким образом, участники незрелой команды будут обращаться к Скрам-Мастеру. Ситуация может усугубиться, если команда будет и дальше ждать указаний от Скрам-Мастера.

Поэтому:

Выполняя роль владельца Скрам-процесса, Скрам-Мастердолжен убедиться, что команда берет на себя ответственность за Ежедневный Скрам.

✥ ✥ ✥

Один из способов решения данной проблемы для Скрам-Мастера: стать «невидимым». Например, Скрам-Мастер может встать позади человека, который рассказывает о статусе работы, или просто незаметно выйти из помещения. Можно воспользоваться другим вариантом и объяснить Команде Разработки почему так важно брать на себя ответственность.

Ежедневный Скрам проводят для инспекции прогресса текущего Спринта и адаптации плана работ для достижения Цели Спринта. Команда Разработки ответственна за проведение Ежедневного Скрама. Скрам-Мастер может присутствовать на встрече, но не вмешивается в планирование Команды Разработки, пока команда не попросит его. Тем не менее, даже в этом случае он не должен направлять команду или критиковать их решения об организации работы. (Скрам-Мастер может вмешиваться в обсуждение процессов, например временных ограничений, но все же лучше, чтобы участники Команды Разработки решали такие вопросы самостоятельно).

Конечно, отношения между Командой Разработки и Скрам-Мастером простираются за пределы Ежедневного Скрама и распространяются на все аспекты того, как команда выстраивает продукт.

Формирование внутренней мотивации брать на себя ответственность за планирование работы требует от  команды уверенности в себе и вовлеченности каждого участника в результат. Оба этих условия – предпосылки к тому, чтобы Скрам-Мастер снизил степень своего влияния. Кроме того, с ростом данной уверенности и вовлеченности участников, растет самооценка команды (см. Самооценка команды) и команда становится более автономной (см. Автономная команда).

Скрам-Мастеру не нужно присутствовать на Ежедневном Скраме. Он объясняет участникам команды преимущества Ежедневного Скрама, чтобы они сами взяли на себя ответственность за результат.