Работаем с ценностями в Скраме (часть 1)

6 апр. 2020 г. 4 min read

Эта первая из серии статей, посвященных ценностям Скрама. В первой части мы обсудим важность и место ценностей Скрама в фреймворке, их влияние на эмпирический контроль. В следующих частях я опишу алгоритм, с помощью которого Скрам-команды проясняют ценности, а затем калибруют свое поведение. Мы научимся давать и принимать обратную связь в команде и устранять препятствия, мешающие проявлению ценностей Скрама, на уровне организации.

Дух игры

Ценности впервые были описаны в книге Кен Швабера и Майкла Биддла “Agile Software Development With Scrum” (2001). На вопрос “зачем ценности в Скраме?” у меня есть несколько ответов. Во первых, ценности определяют дух игры: культуру, незримую составляющую, маяки, на которые можно опереться в случае отсутствия полной ясности. Это этический и моральный кодекс Скрама.

Описание фреймворка умещается на семнадцати страницах. Но оно не описывают все ситуации, с которыми столкнутся команды. Ценности похожи на принципы фэйр-плей в спорте.

В матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сборная СССР встречалась со сборной Уругвая, и в одном из эпизодов советская команда забила гол, причем мяч влетел в ворота уругвайцев через дырку в сетке, сбоку от штанги. Сборная Уругвая выразила протест решению судьи засчитать гол, и в дело также вмешался Игорь Нетто, который показывал, что забитый советской командой мяч не должен быть засчитан. Судья после разговоров с уругвайцами и Нетто отменил взятие ворот (Википедия).

Качественные взаимоотношения

Правила игры в Руководстве по Скраму описывают артефакты, роли, события и правила, связывающие их: организационный дизайн и поток создания ценности. Ценности проявляются на уровне конкретного измеримого поведения.  Именно поведение людей определяет качество взаимоотношений в команде и влияет на вовлеченность и мотивацию, желание достигать командных целей и, в конце концов, успешность организации. Без ценностей Скрам легко превращается карго-культ — механическое следования правилам и церемониям. Вы наверняка встречали такой Скрам и у него много имен: зомби-Скрам, механический-Скрам, псевдо-Скрам и т.д.

Доверие и эмпирический контроль

На тренингах Professional Scrum Master (PSM) и Professional Scrum Master II (PSMII) мы используем метафору дома Скрама для объяснения принципов, лежащих в основе фреймворка. Дом Скрама изображен на картинке ниже. Пять ценностей — открытость, смелость, преданность, фокус и уважение — фундамент здания.

Когда поведение соответствует ценностям Скрама, возникает атмосфера доверия и психологической безопасности. Исследования показывают, что именно психологическая безопасность является главным условием, определяющим эффективность команды. Что это такое? Работая в организациях, мы становимся частью социальных систем. Когда мы присутствуем на встречах, планерках, защищаем проекты и бюджеты, то каждый раз оцениваем возможные межличностные риски — вероятность показаться глупыми, высказав непопулярную мысль или задав вопрос. Мы социальные существа и боимся давления со стороны коллег.

Когда люди работают в комплексных средах и разрабатывают инновационные продукты, то неизбежно допускают ошибки. Это нормально. Но если их за это обвиняют и наказывают, то возникает страх. И тогда об ошибках предпочитают молчать. Прозрачность и понимание текущей ситуации снижается, а организация теряет возможность учиться.  Системную диаграмму ниже я позаимствовал из статьи “Pocket Guide: Moving From Blame to Accountability”.

Кроме того, без психологической безопасности люди не берут на себя риски, что важно для создания инноваций.

Когда Скрам-команда живет ценностями Скрама (преданность, смелость, фокус, открытость и уважение), то столпы Скрама — прозрачность, инспекция и адаптация оживают и создают атмосферу доверия для всех (Руководство по Скраму).

Я часто слышу от руководителей высшего звена: “в нашей компании все проекты успешны” или “наши сотрудники никогда не допускают ошибок”. Этого просто не может быть в комплексной среде. Люди просто тратят энергию на создание фейковых отчетов и защиту вместо того, чтобы направить эту энергию на инновации и обучение.

История одной команды

Хочу поделиться историей Скрам-команды, смелость и открытость которой повлияла на всю организацию. За несколько часов до очередного Обзора Спринта ребята поняли, что функциональность, над которой они трудились в течение всего Спринта, не работает. На сервере висела критическая ошибка и команда не могла ее устранить. Скрам-мастер поинтересовалась, что команда собирается предпринять. Ребята сказали, что им стыдно идти на Обзор Спринта и они боятся опозориться. Скрам-мастер объяснила, что отсутствие результата тоже результат и пообещала поддержать команду. Ребята, все-таки, пришли на Обзор Спринта. С пылающими от волнения щеками, запинаясь, они показали экран с критической ошибкой и поделились тем, как собираются ее исправить. Генеральный директор (CEO), который присутствовал на Обзоре Спринта, заявил, что это самое лучшее выступление, которое он сегодня видел. Поддержка CEO сыграла ключевую роль в том, что на следующих Обзорах Спринта стало хорошей традицией рассказывать о своих ошибках. Команды даже стали вручать награду “за самую крупную ошибку Спринта”. Это пример того, как ценности Скрама, в частности, смелость и открытость, помогли организации поддерживать прозрачность, учиться и принимать адекватные решения.

Основные мысли статьи

Ценности Скрама — дух игры, маяки, на которые мы опираемся в случае отсутствия ясности. Они помогают принимать решения в ситуациях, которые не описываются правилами. Ценности проявляются на уровне конкретного поведения. Без ценностей Скрам превращается механический или зомби-Скрам. Следование ценностям Скрама создает атмосферу доверия и психологической безопасности. Когда люди берут на себя межличностные риски, то могут вступать продуктивный конфликт и учиться. Когда люди следуют ценностям Скрама, то появляется прозрачность и возможности для инспекции и адаптации.

Рекомендуемая литература

Great! Next, complete checkout for full access to AgiliX Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to AgiliX Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.